Ombudsman

Email address: o.bekbas@samruk-energy.kz

Telephone: +7 (7172) 69-23-56

Acting as an independent party, the Ombudsman contributes to the establishment and development of corporate values and culture, high standards of professional conduct and business ethics at the Company. Independence, neutrality, impartiality and confidentiality are basic principles of Ombudsman’s work.

Independence:

1) The Ombudsman is independent in his activities and independent in his judgments;

2) The Ombudsman cannot hold another position in the supervised Company that could compromise his independence and neutrality;

Neutrality and impartiality:

1) The Ombudsman is neutral, impartial and independent when considering an appeal;

2) The Ombudsman does not stand with any of the conflicting (arguing) parties;

3) The Ombudsman has no personal financial and (or) nonfinancial interests resulting from consideration of appeals.

Confidentiality:

1) The Ombudsman does not disclose information if he does not receive permission from the person who submitted an appeal, and even in this case, he independently makes the final decision at his own discretion. The only exceptions are cases that are stipulated by current legislation of the Republic of Kazakhstan.

2) The Ombudsman does not disclose the names of those who addressed an appeal to him at giving recommendations on key trends, identified issues, existing policies and established practice.

The Ombudsman tasks include:

1) assistance in the settlement of labor disputes, conflicts, problematic social and labor issues as well as helping employees in observing the principles of business ethics;

2) assistance in increasing the rating and image of the supervised Company, early prevention and settlement of disputes and conflicts;

3) assistance in increasing the rating and image of the supervised Company, early prevention and settlement of disputes and conflicts;

4) The Ombudsman submits problematic issues that are systemic in nature and require taking appropriate decisions (comprehensive actions), effective propositions for their resolution to the Board of Directors/Supervisory Board, and if available, to the Audit Committee under the Board of Directors/ Supervisory Board.

The Ombudsman acts on the basis of Regulations on the Ombudsman approved by the Board of Directors. In 2019, the Regulations were updated with regard to the inclusion of rules governing the interaction of “Samruk- Energy” JSC Ombudsman with Ombudsmen of subsidiaries and affiliates.

In 2019 the Ombudsman received 20 different verbal appeals. All persons who submitted an appeal received comprehensive answers. Appeals and responses to them do not have a negative impact on the social stability of the Company as a whole. No case of appeal to the Ombudsman regarding discrimination on racial, religious, national, gender, age, political and other grounds was recorded. Respectively, in this regard, there were no written appeals.

The Internal Audit

The mission of the Internal Audit Service is to provide the Board of Directors and the Management Board with necessary assistance in performing their responsibilities to achieve the strategic goals of the Company by conducting unbiased internal audits based on a risk-based approach, providing recommendations and sharing knowledge. The main goal of the IAS is to provide the Board of Directors with independent, objective audit guarantees and advice aimed at improving risk management, internal control and corporate governance systems.

44 scheduled and 6 unscheduled audit assignments were completed in 2019 across “Samruk-Energy” JSC group of companies, including:

— audit of processes for managing energy efficiency, energy resources, operation and maintenance of production equipment;

— evaluation of Transformation program implementation;

— audit of occupational health and safety and environmental protection processes;

— assessment of the degree of achievement of executives’ KPI;

— IT audit and evaluation of human resource management processes.

Based on the results of audits conducted, 295 recommendations were given, including:

— 76 A category (recommendations with immediate priority);

— 102 B category (urgent priority);

— 117 C category (medium priority).

All audit assignments are performed in accordance with the International Professional Standards for Internal Auditing. Based on the audits results, recommendations aimed at improving internal controls, risk management and corporate governance systems were given.

The priority of audit assignments is determined by selecting the processes with the highest available risks, as well as requests for conducting audits made by the Sole Shareholder and “Samruk-Energy” JSC Board of Directors are considered as a priority.

As part of improving the corporate governance system at the Company, in 2019, the IAS continued to implement and update action plans for:

— the strategic plan of the IAS;

— the program for ensuring and improving quality;

— a three-year plan for the transition to audits based on testing of internal controls.
Moreover, the IAS regularly monitors the implementation of recommendations of external auditors and evaluates the effectiveness of activities on the implementation of IAS recommendations.

As part of the organization and coordination of interaction with the 2nd line of defense of the Company, the IAS held meetings with structural units of the 2nd line of defense (Compliance Service, Departments: Risk Management and Internal Control, Legal Support, Security and Financial Control) every quarter.

Following the meetings:

— it was agreed to exchange and discuss information requiring attention during inspections conducted by the 2nd and 3rd lines of defense.

— It was decided to organize an internal electronic platform for the regular exchange of information and the subsequent storage of this information.

According to the 2019 results, the Company’s Board of Directors evaluated the IAS’s performance as “EFFECTIVE”.

A corporate management system was introduced at the Company in accordance with the international standard ISO 9001:2015. “Samruk-Energy” JSC effectively manages its business while focusing on the needs and expectations of stakeholders.

To confirm the compliance of the corporate governance system with the requirements of the international standard ISO 9001:2015, the Company annually passes an external audit. It is carried out in accordance with TÜV NORD CERT procedures with confirmation of the scope of the management system in part of services for corporate energy asset management.

In November 2019, the Company successfully passed the 2nd External Supervisory Audit. Following the conducted Audit, positive aspects of development and performance of the corporate governance system were noted and recommendations for its further improvement were provided.

The external audit

The Company’s audit organization is selected in line with the Rules for selection of an audit organization for “Samruk- Kazyna” JSC and organizations, more than fifty percent of voting shares (equity stake) of which are directly or indirectly held by “Samruk-Kazyna” JSC under ownership or trust management, approved by the decision of «Samruk- Kazyna» JSC Management Board.

Quality and cost of services are the main criteria determining the choice of an audit organization. PricewaterhouseCoopers («PwC») network of firms has been the external auditor of the Company since 2012. PwC holds a leading position in the provision of audit and consulting services: the audit clients include almost half of the companies entered into the FTSE 100 and Fortune 500 ratings. In order to improve the quality of services delivered to fuel and energy industry enterprises in different countries of the world, the Global Energy Center was established as part of the firm, which comprises more than 4,000 professionals. Visit www.pwc.kzfor more information..

According to “Samruk-Energy” JSC Policy in engaging audit organizations services, the Company applies the principle of rotation of a partner bearing the main responsibility for the audit, every five years. Baurzhan Burkhanbekov was the partner who had main responsibility for the audit in 2016– 2017. Dana Inkarbekova has been the partner since 2018. Furthermore, there are special conditions at “Samruk- Energy” JSC group of companies relating to hiring of audit organizations’ employees.

Therefore, in the event of expected appointment of an audit organization employee who participated in the compulsory audit of the Company as an employee of an audit organization within two years preceding the date of his/her appointment (election) to the Company as a member of the Management Board, managing director and chief auditor, it is required to obtain a preliminary approval of the Audit Committee in order to avoid conflicts of interest.

PwC conducts audit at the following SA of the Company:

Fees paid to the audit firm for auditing services for 2019

Омбудсмен

Почтовый адрес: o.bekbas@samruk-energy.kz

Телефон: +7 (7172) 69-23-56

Омбудсмен, выступая в качестве независимой стороны, способствует установлению и развитию корпоративных ценностей и культуры, высоких стандартов профессионального поведения и деловой этики в Компании. Основными принципами работы Омбудсмена являются независимость, нейтралитет, беспристрастность и конфиденциальность.

Независимость

1) Омбудсмен независим в своей деятельности и независим в своих суждениях;

2) Омбудсмен не может занимать другую должность в курируемой Компании, которая могла бы скомпрометировать его независимость и нейтралитет;

Нейтралитет и беспристрастность:

1) Омбудсмен нейтрален, беспристрастен и независим при рассмотрении обращения;

2) Омбудсмен не выступает на стороне ни одной из конфликтующих (спорящих) сторон;

3) Омбудсмен не имеет личных материальных и (или) нематериальных интересов по результатам рассмотрения обращений.

Конфиденциальность:

1) Омбудсмен не раскрывает информацию, если не получит на то разрешение от обратившегося лица и даже в этом случае самостоятельно принимает окончательное решение по своему усмотрению. Исключением являются случаи, установленные действующим законодательством Республики Казахстан;

2) Омбудсмен при предоставлении рекомендаций об основных тенденциях, выявленных проблемах, имеющейся политике и сложившейся практике, не раскрывает имена обратившихся к нему лиц.

Задачами Омбудсмена являются:

1) содействие в разрешении трудовых споров, конфликтов, проблемных вопросов социально-трудового характера, а также в соблюдении принципов деловой этики работниками;

2) содействие повышению рейтинга и имиджа курируемой Компании, раннего предупреждения и урегулирования споров и конфликтов;

3) обеспечение неформальных коммуникаций между должностными лицами и работниками Компании, своевременное выявление на этой основе проблем и направлений для совершенствования, внесение предложений по совершенствованию политик и процедур Компании;

4) Омбудсмен выносит на рассмотрение Совету директоров/Наблюдательному совету, а в случае наличия Комитету по аудиту при Совете директоров/ Наблюдательном совете выявленные им проблемные вопросы, носящие системный характер и требующие принятия соответствующих решений (комплексных мер), выдвигает конструктивные предложения для их решения.

Омбудсмен действует на основании Положения об Омбудсмена, утверждаемого Советом директоров. В 2019 году Положение было обновлено в части включения норм, регулирующих взаимодействие Омбудсмена АО «Самрук- Энерго» с омбудсменами дочерних и зависимых организаций.

В 2019 году к Омбудсмену поступили устные обращения разного характера, всего 20 обращений. Все обратившиеся получили исчерпывающие ответы. Обращения и ответы на них не имеют негативных влияний на социальную стабильность Компании в целом. Не было зафиксировано ни одного случая обращения к Омбудсмену, касательно дискриминации по расовым, религиозным, национальным, половым, возрастным, политическим и иным признакам. Соответственно, в связи с этим, письменных обращений не поступало.

Внутренний аудит

Миссия Службы внутреннего аудита заключается в оказании необходимого содействия Совету директоров и Правлению в выполнении их обязанностей по достижению стратегических целей Компании посредством проведения объективных внутренних аудиторских проверок на основе риск-ориентированного подхода, предоставления рекомендаций и обмена знаниями.
Основной целью деятельности СВА является предоставление Совету директоров независимых, объективных аудиторских гарантий и консультаций, направленных на совершенствование систем управления рисками, внутреннего контроля и корпоративного управления.

В 2019 году выполнено 44 плановых и 6 внеплановых аудиторских заданий по группе компаний АО «Самрук-Энерго», в том числе:

— аудит процессов управления энергоэффективностью, энергоресурсами, эксплуатации и содержания производственного оборудования;

— оценка хода реализации программы Трансформации;

— аудит процессов производственной безопасности и охраны окружающей среды;

— оценка степени исполнения КПД руководящих работников;

— IT-аудит и оценка процессов управления человеческими ресурсами.

По итогам проведенных аудиторских проверок дано 295 рекомендаций, в том числе:

— 76 категории А (рекомендации, имеющие незамедлительную приоритетность);

— 102 категории В (срочная приоритетность);

— 117 категории С (средняя приоритетность).

Все аудиторские задания выполнены в соответствии с Международными профессиональными стандартами внутреннего аудита. По результатам проведенных аудиторских проверок даны рекомендации, направленные на совершенствование систем внутренних контролей, управления рисками и корпоративного управления.

Приоритетность аудиторских заданий определена путем выбора процессов с наиболее высокими присущими рисками, а также приоритетными определены запросы на проведение аудитов от Единственного акционера и Совета директоров АО «Самрук-Энерго».

В рамках совершенствования системы корпоративного управления в Компании, в 2019 году СВА продолжена работа по исполнению и актуализации планов мероприятий по:

— стратегическому плану СВА;

— программе обеспечения и повышения качества;

— трехлетнему плану по переходу к аудиторским проверкам, основанным на тестировании внутренних контролей.
Кроме того, СВА на постоянной основе осуществляет мониторинг исполнения рекомендаций внешних аудиторов и оценку эффективности мероприятий по исполнению рекомендаций СВА.

В рамках организации и координирования взаимодействия со 2-й линией защиты Компании, СВА на ежеквартальной основе проводились встречи со структурными подразделениями 2-й линии защиты (Службой Комплаенс, департаментами: Риск-Менеджмент и внутренний контроль, Правовое обеспечение, Безопасность и Финансовый контроль).

По итогам встреч:

— достигнута договоренность по обмену и обсуждению информации, требующей внимания при проверках, осуществляемых 2-й и 3-й линиями защиты.

— решено организовать внутреннюю электронную площадку для регулярного обмена информацией и последующего хранения этой информации.

По итогам 2019 года, деятельность СВА оценена Советом директоров Компании как «ЭФФЕКТИВНАЯ».

В Компании внедрена корпоративная система менеджмента в соответствии с международным стандартом ISO 9001:2015. Ориентируясь на потребности и ожидания заинтересованных сторон, АО «Самрук-Энерго» обеспечивает результативное и эффективное управление деятельностью Компании.

Для подтверждения соответствия корпоративной системы менеджмента требованиям международного стандарта ISO 9001:2015 Компания ежегодно проходит внешний аудит. Он проводится в соответствии с процедурами TÜV NORD CERT c подтверждением области применения системы менеджмента в части услуг по корпоративному управлению энергетическими активами.

В ноябре 2019 года Компания успешно прошла Внешний 2-й Надзорный аудит. По итогам проведенного аудита, отмечены положительные стороны развития и функционирования корпоративной системы менеджмента и даны рекомендации для ее дальнейшего совершенствования.

Внешний аудит

Выбор аудиторской организации Компании осуществляется в соответствии с Правилами по выбору аудиторской организации для АО «Самрук-Қазына» и организаций, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат АО «Самрук-Қазына» на праве собственности или доверительного управления, утвержденными решением Прав- ления АО «Самрук-Қазына».

Основными критериями, определяющими выбор аудиторской организации, являются качество и стоимость услуг. C 2012 года внешним аудитором Компании является всемирная сеть фирм PricewaterhouseCoopers (далее – PwC). PwC занимает ведущую позицию в сфере предоставления аудиторских и консультационных услуг: в число клиентов по аудиту входит почти половина компаний, включенных в рейтинги FTSE 100 и Fortune 500. С целью улучшения качества услуг, предоставляемых предприятиям топливно-энергетического комплекса в разных странах мира в рамках фирмы PwC создана Всемирная энергетическая служба, насчитывающая более 4 000 специалистов. Более подробная информация – на сайте www.pwc.kz.

В соответствии с Политикой АО «Самрук-Энерго» в области привлечения услуг аудиторских организаций, Компания применяет принцип ротации партнера, несущего основную ответственность за аудит, каждые пять лет. В 2016-2017 годах партнером, несущим основную ответственность за аудит, был Бауржан Бур- ханбеков. С 2018 года основным партнером стала Дана Инкарбекова. При этом, в группе компаний АО «Самрук-Энерго» суще- ствуют особые условия приема на работу работников аудиторской организации.

Так, в случае предполагаемого назначения сотрудника аудиторской организации, участвовавшего в обязательном аудите Компании в качестве сотрудника аудиторской организации в течение двух лет, предшествовавших дате его назначения (избрания) в Компании на должность члена Правления, управляющего директора и главного аудитора, требуется получить предварительное одобрение Комитета по аудиту в целях исключения конфликта интересов.

PwC осуществляет аудит в следующих ДЗО Компании:

Вознаграждение, выплаченное аудиторской организации за аудиторские услуги за 2019 год