Тарифная политика

Операционная деятельность дочерних компаний АО «Самрук-Энерго» и ее совместных предприятий, являющихся субъектами естественной монополии, субъектами конкурентного и общественно-значимого рынков, регулируется Законами Республики Казахстан «Об электроэнергетике», «О естественных монополиях» и Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и другими нормативными правовыми актами Республики Казахстан. Тарифное регулирование, в зависимости от вида деятельности энергокомпаний, относится к компетенции Комитета по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики Республики Казахстан (далее – Комитет) или отраслевого министерства – Министерства энергетики.

Тарифы на электроэнергию для энергопроизводящих организаций на период с 2016 по 2018 год были установлены на уровне ранее утвержденных на 2015 год предельных тарифов для станций.

На основании утвержденной в 2014 году Концепции развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) Казахстана до 2030 года, с 2019 года введен Рынок мощности, как эффективный механизм обеспечения отрасли достаточным уровнем инвестиций, что благоприятно скажется на рынке в долгосрочной перспективе.

В период с 2019 года с учетом ввода рынка мощности для энергопроизводящих организаций сформированы:

— предельные тарифы на мощность, включающие в себя затраты на инвестиционные проекты и погашение основного долга (по кредитным средствам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов);

— предельные тарифы на электроэнергию, включающие в себя затраты на операционные расходы и выплату вознаграждения (по кредитным средствам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов).

Тарифы на поставку электрической энергии, производимой объектами по использованию возобновляемых источников энергии, являются фиксированными и утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан в зависимости от технологии ВИЭ (отдельно для ветровых, солнечных и других источников) и подлежат ежегодной индексации. При этом расчетно-финансовый центр выступает в качестве покупателя, и энергопроизводящая организация, выступает в качестве продавца.

Тарифы на передачу и распределение электроэнергии для энергопередающих компаний, на производство тепловой энергии и тарифы на энергоснабжение регулируются Комитетом. Регулирование и контроль Комитетом осуществляется в строгом соответствии с законодательными и нормативными актами Республики Казахстан.

Решения по тарифам в существенной степени подвержены влиянию социальных и политических вопросов. Экономические, социальные и прочие политики Правительства Республики Казахстан могут иметь существенное влияние на операционную деятельность группы компаний АО «Самрук-Энерго».

Средневзвешенные тарифы на производство электроэнергии

В отчетном периоде действовали тарифы:
С 1 января 2019 года в Республике Казахстан начал функционировать рынок электрической мощности. Разделены доходы, получаемые производителями электроэнергии, на две составляющие − доход от продажи электроэнергии (направляется на покрытие текущих расходов) и доход от оказания услуг по поддержанию готовности электрической мощности (направляется на погашение основного долга и на инвестиции). Утвержден единый предельный тариф на услугу по поддержанию готовности электрической мощности для всех ЭПО в размере 590 тыс. тенге/МВт*мес. Тарифы на электроэнергию утверждены на период 2019–2025 годов. Однако, утвержденные тарифы не предусматривают рентабельность и индексацию по годам. При этом, согласно пункту 2 статьи 12-1 Закона Республики Казахстан «Об электроэнергетике», при необходимости тарифы на электроэнергию ежегодно корректируются.

С вводом рынка мощности, средневзвешенные тарифы на электроэнергию в 2019 году для некоторых станций сложились ниже уровня тарифов 2018 года. Так, при средневзвешенном тарифе по РК для Экибастузской ГРЭС-1 в 2018 году – 7,28 тенге/кВт*ч, средневзвешенный тариф за 2019 год сложился на уровне 5,87 тенге/кВт*ч. Для Шардаринской ГЭС, при действующем в 2018 году индивидуальном тарифе 9,50 тенге/кВт*ч, средневзвешенный тариф с учетом рынка мощности за 2019 год сложился на уровне 4,86 тенге/кВт*ч.

В связи с утверждением МЭ РК дефицитных тарифов для станций, в соответствии с Нормативными актами, ЭПО в срок до 1 сентября 2019 года представили в МЭ РК заявки на корректировку предельных тарифов на электроэнергию. В результате с 1 ноября 2019 года МЭ РК были утверждены следующие предельные тарифы на электроэнергию.

Для Экибастузской ГРЭС-1 тариф сохранен на уровне 2019 года – 5,76 тенге/кВт*ч. Значительный рост тарифов для станций Мойнакская ГЭС и Шардаринская ГЭС произведен в связи с осуществляемыми масштабными инвестиционными программами и включением в тарифы вознаграждений за привлеченные кредитные средства, увеличением расходов по амортизации и налога на имущество. Для станций Экибастузской ГРЭС-2 и Алматинские электрические этанции рост тарифов произведен на 6 и 4 % соответственно, в связи с ростом операционных расходов.

Наименование ЭПО
тенге/кВт*ч
с 1 января 2019 г. с 1 ноября 2019 г. (+,-) в %
ТОО «Экибастузская ГРЭС-1» 5,76 5,76 0 100%
АО «Станция Экибастузская ГРЭС-2» 7,31 7,73 0,42 106%
АО «Алматинские электрические станции» 8,33 8,70 0,37 104%
АО «Мойнакская ГЭС» 7,14 12,02 4,88 168%
АО «Шардаринская ГЭС» 3,25 8,72 5,47 268%

На 2020 год с Министерством энергетики РК проведена работа по утверждению инвестиционных тарифов, для станций, осуществляющих масштабные инвестиционные проекты – АО «Мойнакская ГЭС», АО «Шардаринская ГЭС» и АО «Алматинские электрические станции».

Наименование ЭПО
тыс. тенге /МВт*мес.
Объем Индивидуальный тариф Период
АО «Алматинские электрические станции» 69,5 МВт 4 168,60 2020–2024 гг.
АО «Мойнакская ГЭС» 298 МВт 2 563,67 2020–2026 гг.
АО «Шардаринская ГЭС» 61 МВт 4 069,3 2020–2028 гг.

С 2021 года и далее тарифы на электроэнергию и мощность прогнозируются с учетом индекса цен потребителей.

Тарифы на поставку электрической энергии, производимой объектами по использованию возобновляемых источников энергии, являются фиксированными и утверждены постановлением Правительства РК в зависимости от технологии ВИЭ (отдельно для ветровых, солнечных и других источников) и подлежат ежегодной индексации.

Тарифы на производство теплоэнергии, тенге/Гкал

Наименование 2017 г. факт 2018 г. факт 2019 г. факт 2020 г. прогноз 2021 г. прогноз
АО «Алматинские электрические станции» 3 363 3 917 3 354 3 444 3 514
АО «Станция Экибастузская ГРЭС-2» 740 816 809 849 867
ТОО «Экибастузская ГРЭС-1» 352 446 572 438 438

Как для субъекта естественной монополии, законодательство предусматривает утверждение долгосрочных (5+ лет) предельных уровней тарифов для организаций, производящих тепловую энергию, с включением в них инвестиционной составляющей и ежегодной индексацией затрат. Предельные тарифы утверждаются Комитетом. Однако, увеличение тарифов производится не чаще одного раза в год и существуют риски сохранения тарифов без увеличения, в случаях роста затрат станции по объективным причинам.

Тарифы на услуги передачи электроэнергии, тенге/кВт*ч

Наименование 2017 г. факт 2018 г. факт 2019 г. факт 2020 г. прогноз 2021 г. прогноз
АО «Алатау Жарык Компаниясы» 5,83 5,89 5,46 5,95 6,92

Для АО «Алатау Жарык Компаниясы», также являющегося субъектом естественной монополии, утверждены предельные долгосрочные тарифы на основе тарифных смет с включением инвестиционной составляющей на 2016–2020 годы для региональных энергопередающих компаний (РЭКов), при необходимости корректируются уполномоченным органом. Однако, увеличение тарифов производится не чаще одного раза в год, в случаях роста затрат РЭС по объективным причинам (принятие на баланс бесхозных сетей и оборудования и др.). Также существуют риски сохранения тарифов без увеличения.

Тарифы на реализацию электроэнергии ЭСО, тенге/кВт*ч

Наименование 2017 г. факт 2018 г. факт 2019 г. факт 2020 г. прогноз 2021 г. прогноз
ТОО «АлматыЭнергоСбыт» 16,38 16,42 16,11 18,29 20,27

Энергоснабжающая компания ТОО «АлматыЭнергоСбыт», является субъектом общественно-значимого рынка и также подлежит регулированию уполномоченным органом. В расчёт тарифа включены операционные, финансовые и инвестиционные компоненты. Существуют риски искусственного сдерживания роста тарифов Регулятором, в целях сохранения социальной стабильности населения в регионах. Для ЭСО сохранена дифференциация для физических лиц по нормам потребления, для юридических лиц поставка электроэнергии осуществляется по средне отпускным тарифам.

Цена реализации угля, тенге/тонна

Наименование 2017 г. факт 2018 г. факт 2019 г. факт 2020 г. прогноз 2021 г. прогноз
ТОО «Богатырь Комир» 1 944 2 013 2 120 2 302 2 389

Цена реализации угля ТОО «Богатырь Комир» утверждается самостоятельно прейскурантом для потребителей РК для 3-х групп потребителей (энергетика на станции примыкания КТЖ, энергетика на углесборочной станции, коммунально-бытовые нужды). Регулирование осуществляется на основании Предпринимательского кодекса КРЕМ ЗК МНЭ.

Показатели ликвидности и финансовой устойчивости

Исполнение ковенант от внешних кредиторов:

Ковенант Норматив 2019 г. факт 2020 г. Прогноз Примечание
Долг/EBITDA (ЕБРР, НБК) не более 3,5 3,31 3,04 Соблюдается
EBITDA/Проценты (ЕБРР) не менее 3,0 3,34 3,97 Соблюдается
Долг/Собственный капитал (ЕАБР и БРК) не более 2,0 0,56 0,65 Соблюдается
Наименование 2017 г. факт 2018 г. факт 2019 г. факт 2020 г. (прогноз) 2021 г. (прогноз)
Долг/EBITDA 4,64 3,18 3,31 3,04 2,32
Долг/Собственный капитал 0,75 0,65 0,56 0,65 0,53
Текущая ликвидность 1,36 1,04 0,70 0,78 0,93

По итогам 2019 года, АО «Самрук-Энерго» соблюдены финансовые и нефинансовые ковенанты кредиторов, которые фиксируются на полугодовой основе.

По итогам 2019 года, АО «Самрук-Энерго» достигло целевых показателей по коэффициентам финансовой устойчивости, предусмотренных акционером.

Снижение долговой нагрузки

По итогам 12 месяцев 2019 года консолидированный долг Компании составил 338 млрд тенге, снижение долга за отчетный период по сравнению с итогами 2018 года (382,9 млрд тенге) составило – 45 млрд тенге.

Снижение долга в 2019 году связано с плановыми погашениями долгов и досрочными погашениями долгов на сумму 25,6 млрд тенге.

В рамках нивелирования валютных рисков Компанией проведены следующие мероприятия в 2019 году:

— рефинансирование валютных обязательств АО «Мойнакская ГЭС» от ГБРК на сумму 136 млн. долл. США. В рамках данной сделки высвобождена гарантия Фонда на сумму 50 млн долл. США, уровень валютных обязательств в кредитном портфеле сокращена с 17 % до 3 %.

— дополнительно осуществлена конвертация валютных обязательств АО «Мойнакская ГЭС» от АО «БРК» на сумму 11,7 млн долл. США. Сделка позволила сократить уровень валютных обязательств в кредитном портфеле группы с 3 % до 1,5 %.

— обеспечено резервирование полной суммы обязательств по ЕРС контракту в евро (балансовое хеджирование), что позволило нивелировать риск роста стоимости проекта с учетом колебания курса валют.

Оптимизация процентных расходов

При этом, по итогам 2019 года достигнуто снижение расходов на вознаграждение за счет плановых и досрочных погашений долга, рефинансирования валютных обязательств и снижение ставок вознаграждений по существующим займам группы компаний АО «Самрук-Энерго».

Кредитный рейтинг (Fitch Ratings)

По итогам 2019 года долгосрочные рейтинги АО «Самрук-Энерго» от международного рейтингового агентства Fitch Ratings сохранены на уровне «BB», прогноз «Стабильный».

Штрафы

Общий размер существенных штрафов по группе компаний АО «Самрук-Энерго» – 4 023 837 тыс. тенге.

Уполномоченными государственными органами (инспекция труда, промышленная безопасность, пожарная безопасность, по энергетическому надзору и контролю, по санитарно-эпидемиологическому надзору) проведена проверка на соответствие требований законодательства и выданы 9 актов предписания без наложения финансовых санкций.

Случаи, имевшие место в течение отчетного года, связанных с препятствием конкуренции и нарушением антимонопольного законодательства не зафиксированы.

Денежное значение существенных штрафов и общее число нефинансовых санкций, наложенных за несоблюдение экологического законодательства и нормативных требований указаны в разделе «Экология».